Добро пожаловать!!!


Мы рады приветствовать Вас на сайте Автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Детского сада «Мэри Поппинс» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

    Адрес: Республика Башкортостан, городской округ город Стерлитамак, улица Карла Маркса, 104
    Телефон: 8 (3473) 30-50-77
    E-mail: dmeripoppins@mail.ru
    Директор: Житкова Светлана Алексеевна
    Администратор сайта: Бирюков Виталий Викторович


Учитель-Логопед

Речевая подготовка детей к школе в семье

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос успешным, стал блестящим хирургом или дальновидным политиком, чтобы вызывал гордость и уважение людей. Но что надо сделать, чтобы достичь такого успеха, знают не все родители. Уже с раннего детства необходимо заниматься с ребёнком. Поскольку дошкольное детство – ответственный период детского развития, когда закладывается фундамент для успешного обучения в школе. Особое внимание следует уделить речевому развитию. Становление и совершенствование речи ребёнка – это не только восприятие и понимание словесной информации, выражение своих мыслей, чувств, но и полноценное психическое развитие, т. е. формирование памяти, внимания, логического мышления. Иными словами, уча ребёнка говорить, вы учите его думать.

К сожалению статистика последних лет, говорит о повышении количества детей «неготовых» к обучению в школе. Ученик с низким уровнем школьной готовности может добиться в учёбе достаточно хороших успехов, но даётся это ему более высокой ценой, чем одноклассникам, более подготовленным к обучению в школе, ценой невероятных усилий дополнительных занятий. Что приведёт к ухудшению здоровья, психоневротическим расстройствам. Но всего этого можно избежать, занимаясь с ребёнком ежедневно. Развитие речи как средства общения протекает при контакте с взрослыми или сверстниками. У дошкольника возникает желание поделиться своими впечатлениями, договориться о чем-либо, попросить что-то, обсудить и т.д. Поэтому родители должны быть терпеливы с ребёнком, вступали с ним в диалог. Родители должны не только читать сказки ребёнку, но также вместе наблюдать за явлениями природы, рассуждать на разные темы, учить сравнивать и делать выводы.

Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок, поступающий в первый класс.
  1. Звуковая сторона речи. Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит.
  2. Фонематические процессы. Ребёнок должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка. Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв на письме.
  3. Языковой анализ и синтез. В основе его лежит умение ребёнка делить предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения, наиболее распространённое искажение звуко-буквенной структуры слова.
  4. Грамматический строй речи. Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать новые. Словоизмения: изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять глаголы. Словообразование: образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; глаголы с помощью приставки; название детёнышей; сложные слова; притяжательные и относительные прилагательные от существительных. Недоразвитие этого навыка проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
  5. Словарь. Ребёнок должен называть части целого, владеть обобщающими понятиями, называть действия, подбирать определения к слову, подбирать антонимы, синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка сказывается на понимании ребёнком прочитанного.
  6. Связная речь. Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу), пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей). Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений.

В психологическом развитии речь играет огромную роль. Плохая, невнятная речь делает ребёнка замкнутым, застенчивым, молчаливым. Он пассивен на уроках и в общественной жизни школа и класса.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

Предлагаю игры на кухне по развитию речи детей.
  1. Покажите ребёнку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [с].
  2. Разложите перед ребёнком фрукты и овощи (яблоко, морковь, помидор, апельсин, ананас и т.д.). Пусть он назовет сок, который можно приготовить из этих фруктов и овощей.
  3. Предложите ребёнку убрать и помыть посуду, в названии которой есть звук [ч], а затем [р].
  4. Попросите ребёнка назвать блюда на звук [с].
  5. Пусть ребёнок из горошин выложит знакомые буквы.
  6. Посчитайте предметы до 5. Одна ложка, две ложки…, пять ложек.
  7. Сочините вместе сказку. Жил был чайник. Он был круглый, белого цвета, с красными цветами. По вечерам…….
  8. Из чего сделано? Стакан из стекла, он стеклянный. Чашка из фарфора, она…


Почему ребёнок говорит неправильно (причины нарушения речи)

Почему ребёнок говорит неправильно? Это вопрос задают себе многие родители, у которых речевое развитие ребёнка отличается от речевого развития его сверстников.

Причины, приводящие к нарушению речи, многообразны. Возникновению речевой патологии способствуют: различная внутриутробная патология в период от 4 недель до 1 месяца, токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору, родовая травма и недостаточность кислородного снабжения мозга, вследствие нарушения дыхания во время родов, различные заболевания в первые годы жизни ребенка. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства, а также травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

Особую группу причин составляют наследственные факторы. В результате их действия нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение со взрослыми. Речь ребёнка нарушается и задерживается в отсутствие эмоционального положительно окружения. Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание. Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.

Коррекция речевого развития детей возможна и эффективна именно в раннем дошкольном возрасте. Её успех будет зависеть не только от уровня квалификации учителя-логопеда, но и от заинтересованности и активной помощи родителей ребёнка.

Уважаемые папы, мамы, бабушки и дедушки, хочу дать вам несколько советов по развитию речи ребёнка в семье.
  1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребёнком. Больше разговаривайте с ребёнком, чаще обращайтесь к нему с вопросами.
  2. Помните, что основные собеседники для ребёнка в семье - папа, мама, бабушка и дедушка.
  3. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с
    ребёнком в свободное время.
  4. Приобретайте различные художественные альбомы, картинки, книги и рассматривайте их вместе с ребёнком.
  5. Предложите ребёнку соревнования с участием всех членов семьи «Сочиним сказку», «Чья сказка лучше», «Чей рассказ лучше», «Кто больше знает слов», «Скажи какой...?» и т. д. Не забывайте дословно употреблять пословицы, загадывайте загадки, учите с ребёнком стихотворения. Стимулируйте ребёнка вспоминать отдельные строки стихотворений рассказов, пословиц.
  6. Записывайте рассказы, стихотворения и сказки вашего ребёнка в тетрадь или на магнитофон для осуществления сравнительного анализа развития речи ребёнка.
  7. Учите ребёнка составлять рассказы о природе, организовывайте в выходные дни поездки на природу.
  8. Каждое непонятное слово обязательно разъясните ребёнку.